/книга издана в 1969 году/1. Эксперимент на лоне природы
Насколько сильна связь между социальным и природным при воспитании детей? Все мы иногда задаем себе вопрос: Что первично - человек или природа? Человек является хозяином природы или природа управляет человеком? Этот вопрос стал особенно актуален в последнее время, в конце тысячелетия.
читать дальшеСейчас интерес к теме возрос из-за возникновения израильских киббуцей, кроме того, ранее вопрос поднимался в коммунах Китая и советских воспитательных учреждениях.
В Америке интерес к проблематике возник в результате социальной работой с уличными детьми: Как дети, долгое время проживающие в трущобах, усваивают социальные нормы, позволяющие нормально функционировать в обществе? Возможно, жажда лучшей жизни толкает детей к стремлению вырваться из трущоб, где они провели детство.
Размышляя над этой загадкой Давид Рапопорт отметил, что: "Воспитание детей в сельскохозяйственных коллективах Израиля является для социальных наук тем же, чем является естественнонаучный эксперимент для естественных наук" (1958). Много лет в наших с ним дискуссиях поднимался вопрос о способах воспитания и неудовлетворительности качества воспитания детей в киббуцах. Рапопорт критически относился к воспитанию детей в киббуцах, базируясь на собственных впечатлениях, полученных в первых киббуцах и основываясь на глубоком знании психологии человека.
Я исхожу из собственных впечатлений от воспитательных учреждений, где детям не оказывают помощи при вхождении в группу сверстников, что несомненно вредит их психологическому здоровью.
Исследуя воспитательный метод в киббуцах мы осознавали что "они должны учить равновесию между инстинктивным поведением, эго и природой вокруг, из-за чего страдает социальное развитие детей". (Рапопорт, 1958). Такой образовательный метод, на наш взгляд является ужасающе устаревшим.